В моей жизни периодически - раз в год примерно - появляются такие книжки, которые производят впечатление "протащило по камням, перевернуло и шмякнуло"...
"Дом" как раз из таких. Тащило так, что неделю я ни о чем другом не то что говорить - думать не могла, настолько "занырнула" в эту описанную реальность, что собственная реальность стала казаться мне какими-то декорациями, раздражающе несоответствующими тому, что происходит внутри.
"Дом" как раз из таких. Тащило так, что неделю я ни о чем другом не то что говорить - думать не могла, настолько "занырнула" в эту описанную реальность, что собственная реальность стала казаться мне какими-то декорациями, раздражающе несоответствующими тому, что происходит внутри.
Роман потрясающе затягивающий, в
него погружаешься, как в подземную пещеру, сначала очень неудобно,
потом - страшно, а потом глаза привыкают к темноте, голова - к чувству
толщи земли, и в итоге вживаешься в эту реальность, а то, что было
раньше, всякое небо над головой и просторы, как-то забываешь. Петросян
написала именно такой роман, очень *другой*, гораздо более
фантастический в своем роде, чем большинство фантастики. Потому что в
нем действительно создается совершенно иная реальность, очень отличная
от нашей, и в то же время очень обширная и гармоничная. По мере чтения
происходит кардинальная смена угла зрения, общего взгляда на мир. Во
всяком случае, происходит с теми, кто вчитывается, а не абстрагируется,
потому что абстрагироваться от таких вещей нет смысла - в этом вся их
суть и прелесть, что ты сам немного меняешься под них в процессе чтения.
Чем дальше читаешь, тем глубже погружаешься, роман под 1000 страниц,
так что успеваешь занырнуть настолько глубоко, что еще долго будешь
всплывать, иначе рискуешь кессонной болезнью - слишком резким окажется
расхождением между миром тем и миром твоим реальным.
Где-то
на сотой странице я думала, что по итогам буду громко возмущаться,
почему меня не предупредили. Да, я не читаю аннотации и чужие отзывы.
Поэтому не знала заранее, а когда узнала, было поздно, что тот самый Дом
- это детский дом для детей-инвалидов. Другое дело, что учитывая общую
волшебность и мистичность романа, со временем это перестает пугать и
вообще иметь значение. Это ни разу не Гальего. Скорее - "Республика
ШКИД" с сюрреалистическим отливом. Впрочем, если бы я знала заранее, я
бы не стала читать и очень много бы потеряла. Даже страшно подумать, что
это была бы целая потерянная иная реальность.
Кажется,
я не в состоянии ничего внятно объяснить про эту книжку. Попробуем с
начала. Есть некий Дом-интернат, где живут дети школьного возраста.
Читают и цитируют античных классиков, говорят удивительно едкие и мудрые
вещи, разрисовывают стены, дают друг другу клички и не называют имен,
образуют "стаи" и назначают вожаков. А еще - ходят на "обратную сторону"
Дома, где поля и маленький пыльный городок, из которого при удаче можно
попасть в совершенно уже сказочный Лес. Кто-то ходит сознательно,
кто-то проникает случайно, кому-то вообще нет туда доступа. Но веянья с
"изнанки" незаметно пронизывают весь Дом и всех его обитателей, не
важно, осознают они это или нет. Их замкнутый мирок и так совершенно
другой, но в отличие от нашего, у них этих миров целых два.
Мне
кажется, все-таки центральная или одна из центральных - тема или
проблема свободы. Той, которая от слова "все относительно". Относительно
ценностей и мира физически полноценных людей, воспитанных в нормальных
семьях, дети-инвалиды в детском доме - это несвобода в квадрате. Во-1,
ограниченные собствеными физическими невозможностями. Во-2, ограниченные
социально, материально и психологически (не буду углубляться, тут и так
можно вывести всякие проблемы и отсутствие возможностей для
самореализации, образования, работы, создания ячейки общества и тд).
А
Петросян делает совершенно уникальную вещь. Она *практически*, на опыте
доказывает, что несвобода - понятие относительное. Потому что несвобода
есть ограничение нашего развития. Но стоит только определить, что
развитие у нас должно идти по другому пути, что нужно не то, а это - и
несвободы уже нет. Потому что нет предела тому варианту и способу
развития, который мы выбрали и обозначили главным и важным. Который
только и представляет ценность в нашем обществе, нашем кругу, нашем
*мире*.
Петросян создала полностью свой мир.
Закрытый от влияния извне и от проникновения в него ценностей их
"наружности", "наружных" представлений о свободе. А поскольку в этом
внунтреннем мире ничто не нарушает гармонию, там прекрасно формируется
своя система ценностей и своя этика. Границы мира искусственны, но это
единственное искусственное, что в нем есть, все остальное - очень
логично и естественно. И дети в свое мире на самом деле свободны, точно
так же как здоровые люди из "наружности" свободны в своем. Вот это
просто дивно.
И еще - вечный постулат: чудо возможно
ровно постольку, поскольку ты в него веришь. И остальные. Для
неверующего оно обернется только непонятным казусом, для верующего это -
такая же сторона реальности, как и все остальное, подчиняющаяся своим
законам, которые можно знать или хотя бы угадывать. Что такое "другая
сторона" Дома - вопрос в такой же степени неразрешимый, как и тот, что
такое "Блистающий мир" Грина. Даже странно, что их никто не сравнивают.
Блистающий мир мелькает и исчезает, изнанка Дома не проявляется в нашей
реальности, а что там чувствуют и вспоминают больные дети - кто их
разберет. Может, Друд просто эксцентричный чудак, а Слепой - ребенок, за
отсутствием основного чувства слишком сильно утративший соприкосновение
с реальностью и ушедший в мир своих фантазий. А может, это
действительно другие реальности, просто нам недоступные.
С
другой стороны, сама *реальная* реальность Дома, в котором - уже
обладает достаточной степенью инаковости, чтобы ее можно было считать
иной и волшебной. Мысль чудовищная, но в этой реальности хочется
оказаться хотя бы ненадолго. В некоторой степени это обусловлено
волшебностью замкнутого на первый взгляд пространства Дома, которое на
второй взгляд оказывается безграничным. Но еще и потрясающе живыми и
интересными героями, очень разными и очень яркими. Невероятно
привлекательными. Я по доброй традиции, впрочем, все время болела за
Слепого. Остальные не хуже, но это исключительно вопрос персональных
предпочтений...
Взято отсюда
Взято отсюда
Комментариев нет:
Отправить комментарий